У каждого народа, культурной целостности есть свой особый строй мышления, образ жизни, который и предопределяет картину мира, сообразуясь с которой и развивается история народа, сообщества. Каждый человек ведёт себя соответствующим его национальному менталитету образом.
В чём особенности Российского менталитета?
Во – первых, необычайно большая ДОБРОТА. Естественно, добрые люди есть среди каждого народа. Но есть народы, у которых масса недостатков, но именно доброта стоит на первом месте. Это и есть Россияне. У этого качества есть и обратная сторона – удивительная терпимость к угнетению.
Во – вторых, очень гуманное мировоззрение, когда на первом месте в системе ценностей человека стоят судьбы всего человечества, на втором плане – судьба своего народа, на третьем – судьба своей семьи, собственная судьба. Это качество имеет и обратную сторону – пренебрежение к своим бытовым условиям жизни. Россиянин может жить в полуразвалившемся доме, довольствоваться самым малым, не имея даже желания что - то улучшить, но размышлять при этом о глобальных проблемах.
В – третьих, высокоразвитое чувство подвижничества. Россиянину нет равных, когда надо поднять неподъёмное или вытерпеть нестерпимое, когда надо «растворить» свою жизнь в жизни других людей или целиком посвятить себя делу, которому служишь.
Всё можно проще – духовность. Духовность – это и есть особое нравственно – эстетическое состояние человека, когда он искренне привержен таким ценностям, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость, когда он ведёт бесконечный внутренний диалог о своём предназначении и смысле жизни.)). Во-первых, это – Общинность. Её также можно было бы назвать соборностью, а в Советский период она именовалась коллективизмом. И здесь Россияне принципиально отличаются от западной цивилизации. Западная цивилизация, прежде всего в протестантских странах, исторически воспитала совершенно особый тип человека. Характерной его чертой является индивидуализм как ценность и психологическая реальность индивидуальной автономии.
Так, в США основным религиозным течением было пуританство, одним из главных тезисов которого было приумножение богатства во славу Господа. Отсюда жёсткий индивидуализм: «Каждый за себя – один Бог за всех», трудолюбие и энергичность. Базовыми ценностями американского общества стали индивидуальная свобода, опора только на себя и материальное благополучие как эквивалент счастья. Индивидуализм имеет и положительные и отрицательные стороны. Так, американец сам страдает от своего одиночества – ведь все свои беды и несчастья он должен носить в себе, а на людях только улыбаться. Даже у себя в семье. Не дай Бог попробовать «поплакаться в жилетку» кому – то – сразу станешь изгоем: «Это твои проблемы, ты их и решай!»...
Деревенская община, которая всегда основывалась на взаимопомощи и взаимовыручке. У нас принято «пожаловаться» соседу, друзьям на свои неприятности, взять ДЕНЕГ В ЗАЙМЫ, что в западных странах немыслимо. И вообще в России человеку не дадут пропасть. С одной стороны, нищенство, широко распространённое в дореволюционной России и возродившееся теперь, и меценатство наподобие братьев Третьяковых, С. Морозова и других состоятельных людей; с другой стороны – как полярные явления также являются проявлением этого качества – общинного менталитета Россиянина. Именно «Россиянина», поскольку Общинность как особенность менталитета свойственна не только русским, но и евреям, татарам, бурятам, калмыкам. Таким образом, Общинность свойственна, очевидно, почти всем или всем народам и народностям, населяющим Россию. Точно так же, как и духовность. Ведь недаром, к примеру, Восток всегда называли созерцательным.
Но Общинность имеет и свои отрицательные качества. Прежде всего, принцип «не высовывайся». В общине люди должны жить примерно одинаково: «я как все», «у нас не хуже, чем у других». Человека, в чём – то преуспевшем значительно больше, чем другие, не желающего жить по общим канонам, община не приемлет и «выживает».
Во- вторых, это традиционность, которая проявляется в опоре на народную культуру, народные традиции, народный язык, народные обряды, народныё ремёсла, промыслы и т.д. В этом отношении интересно провести аналогию с США. Бывая там, удивляешься – как будто народной культуры, народных традиций не существует вовсе.
В- третьих, это открытость, то есть любознательность россиянина, способность российской культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности разных народов, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя при этом свою неповторимость и единство. . . . . . . .
Во-первых – это патриотизм как любовь к Отчизне, любовь к малой и большой Родине, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом и готовность защищать его. Конечно, патриотизм в той или иной мере развит у всех народов. Но у Россиянина в высочайшей степени до боли развито чувство "тоски по Родине".
Кроме того, Российский народ может исключительно долго терпеть угнетения. Но угнетения от своих, внутренних угнетателей. И совершенно не терпит не только внешних, зарубежных угнетателей, но и любого внешнего вмешательства в свою жизнь. Как писал А.С. Пушкин, он терпеть не мог российских чиновников, но возмущался, когда их начинали ругать Англичане.
Во-вторых, это признание сильной державной власти. Исторически сложилось так, что Россия развивалась скачками, и эти скачки приходились на периоды сильной государственной власти – Ивана 3 Великого (просьба не путать, что часто происходит, с Иваном 4 Грозным), Петра Первого, тоже прозванного Великим, Екатерины 2 Великой, а также – Сталина. Сильная государственная власть вовсе не противоречит демократии – ведь демократия может быть сильной и слабой. Так что сильная державная власть России сегодня в условиях демократических реформ крайне необходима.
Необходима она России и для того, чтобы противостоять в нынешних условиях тем ВНЕШНИМ и внутренним силам, которые всячески стремятся ослабить нашу страну, вытеснить её из числа ведущих мировых держав, а то и развалить вовсе.
Таким образом, патриотизм и признание необходимости сильной государственной власти могут быть объединены третьим обобщающим понятием – державность.
Эти три обобщающих понятия – духовность, общинность и державность – если обратиться к трём категориям – личность, общество, государство – выстроены в определённой логической схеме: духовность – как направленность личности каждого отдельного человека; народность – как отношения каждого человека с обществом, с народом и как система общественных отношений; наконец, Державность – как система отношений человека и государства, общества и государства.
Духовность, Народность, Державность и могут составить суть национальной идее России, чтобы консолидировать общество, чтобы народ почувствовал «собственные мускулы», увидел перспективу и поверил в возможность её достижения.
Ответить на тему